Expert center for eurasian development
Rus / Eng
Аналитика
Казахстан и ЕАЭС: путь к взаимовыгодному и равному партнерству

Казахстан и ЕАЭС: путь к взаимовыгодному и равному партнерству



Уходящий год отмечен резким усилением интеграционных процессов на постсоветском пространстве на фоне одновременного усиления конфронтации между Россией и Западом. ЕАЭС, юридическое оформление которого произошло в период с конца мая по октябрь текущего года, помимо трех первоначальных участников – России, Беларуси и Казахстана – начнет свою работу с 1 января 2015 года с двумя новыми участниками Арменией и Киргизией. Между тем, многие эксперты, как на Западе, так и в СНГ задаются вопросом о перспективах нового союза, о том, оправдает ли евразийская интеграция ожидания государств, участвующих в интеграционных проектах. Поэтому, определенную пользу будет иметь рассмотрение опыта государств, имеющих сравнительно большой опыт евразийской интеграции, к коим можно отнести Республику Казахстан. Именно глава Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил идею евразийской интеграции в середине 1990-х гг., а страна под его руководством последовательно прошла все предшествующие этапы интеграции бок о бок с Российской Федерацией.
Несмотря на то, что в ЕАЭС решающую роль играют общие правила, немало зависит и от тех условий, на которых то или иное государство вступает в новое интеграционное объединение. Казахстан же, работая в рамках интеграционных проектов, сумел видоизменить общие правила в соответствии со своими собственными интересами. При обсуждении условий работы ЕАЭС официальная Астана постаралась максимально минимизировать все вопросы, которые выходили бы за рамки экономической интеграции.  Вследствие занятой Казахстаном позиции из проекта Договора о ЕАЭС были исключены вопросы общего гражданства, координации внешней политики, общей охраны границ, паспортно-визовой сферы, общей транспортной политики и ряд других.
Казахстан рассматривает свое членство в ЕАЭС сквозь призму экономики и прагматизма. «Будет три формата взаимодействия в рамках СНГ – это ОДКБ, это политическая и военная составляющая. СНГ в большом формате - там, в основном, будет сосредотачиваться взаимодействие в гуманитарной сфере. И вот, в рамках нового образования будут только чисто экономические вопросы», - подчеркнул позицию Астаны по отношению к ЕАЭС заместитель министра иностранных Казахстана Самат Ордабаев, комментируя подписанный в Астане договор.
Руководство республики считает, что важной мерой по защите государственного суверенитета страны станет то, что международная деятельность ЕАЭС, включая подписание международных договоров, станет возможной только с согласия Высшего совета ЕАЭС, в который входят главы государств-участников. Соответственно, без одобрения главы Казахстана не будет заключен ни один международный договор нового объединения.
Стремление Астаны и остальных участников интеграционного объединения, за исключением России, наращивать экономическую интеграцию при замедлении политической объяснимо: экономический вес России в новом союзе огромен. На Российскую Федерацию приходится порядка 85% ВВП ЕАЭС. Также в этом отношении весьма показателен порядок распределения сумм таможенных пошлин,  причитающихся за ввоз товаров на территорию ЕАЭС.  На Российскую Федерацию будет приходиться почти 87%  от общей суммы пошлин, на Казахстан – более 7%, на Беларусь – 4,65%, на Армению - 1,13%. Столь существенное экономическое преобладание России, вероятнее всего, будет проецироваться на сферу принятия решений, что вызывает опасения остальных участников созданного интеграционного объединения.
Несмотря на эти опасения, Казахстан не отказывается от евразийской интеграции, так как видит в ней экономические плюсы. Предшествующий опыт экономической интеграции  в рамках Таможенного Союза оказался для Казахстана достаточно позитивным. С 2009 по 2013 год объем взаимной торговли между странами Таможенного союза увеличился в 1.8 раза и в 2013 году составил 64.1 млрд.долл. В 2013 году Евразийская экономическая комиссия зафиксировала рост экспорта отдельных видов машин и оборудования в страны Таможенного союза (металлопрокатных станков – в 5,5 раза,  средств наземного транспорта – в 2,1 раза и т.д.).  Экспорт продовольственных товаров и сырья для их изготовления в государства ТС увеличился в 2013 году более чем в два раза. Также Казахстан получил в свой бюджет 1,6 млрд. долл. из общей суммы в 21 млрд. долл. благодаря процедуре распределения ввозных таможенных пошлин между бюджетами стран Таможенного союза.
Однако следует отметить, что в последний год показатели взаимной торговли в рамках Таможенного союза продемонстрировали отрицательную динамику.  Только за первый квартал 2014 года объем торговли товарами внутри ТС в годовом выражении сократился на 12,6%, что связано с неблагоприятной экономической ситуацией в России, негативным внешним фоном, снижением стоимости нефти и решением проблемы реэкспорта российской нефти в Китай  через Казахстан.  Экспорт из Казахстана в Российскую Федерацию снизился на 22% из-за снижения спроса на казахстанскую продукцию в России.
Между Казахстаном и партнерами по ЕАЭС, в частности, Россией, пока еще остается большое количество вопросов, которые требуют дополнительной проработки. Как показал опыт работы в рамках Таможенного союза, казахстанскую сторону достаточно сильно беспокоит сохранение различного рода барьеров и препятствий для свободного движения товаров и услуг, несмотря на формальную их отмену. Вопрос об этом поднимался президентом Казахстана Н. Назарбаевым в ходе регулярных встреч с партнерами по Таможенному союзу.
Пожалуй, наиболее существенное противоречие -  вопрос формирования единого рынка в нефтегазовой сфере. Единый энергорынок появится только в 2019 году, а общий доступ к газотранспортным, нефтетранспортным и газопродуктовым системам  - лишь к 2025 году. Руководство Казахстана воспринимает данное изъятие из общих правил, на котором на данном этапе  интеграции настояла Российская Федерация, дабы не нести значительные бюджетные потери, достаточно спокойно и с пониманием. Однако в Астане, равно как и в Минске, полагают, что подобные исключения будут негативно сказываться на функционировании ЕАЭС. «Разумеется, разногласия по ТЭКу никак не отразятся на других вопросах интеграции, - считает вице-премьер Казахстана Кайрат Келимбетов, представлявший страну в Евразийской экономической комиссии. - Но, все-таки ТЭК — это 25% нашей торговли. И тогда эта цифра будет снижаться…То есть мы из состояния "ЕЭП плюс", где есть интеграция и рост товарооборота, придем в ситуацию "ЕЭП минус" — интеграция и падение торговли. Возникает вопрос, насколько это соотносится с целью нашей интеграционной деятельности. Думаю, ответ очевиден».
  Некоторое беспокойство руководства Казахстана вызывают нежелательные, по мнению казахстанской стороны, попытки российского руководства влиять на работу Евразийской экономической комиссии и других органов управления интеграционного объединения. В 2013 году в ходе саммита Евразийской экономической комиссии в Минске президент Н. Назарбаев заявил: «Не могу не отметить, что российские члены коллегии (коллегии ЕЭК – прим. авт.) принимают участие в заседаниях правительства России, получают соответствующие установки, хотя согласно нашему договору комиссия, члены коллегии неподотчетны никакому из наших правительств».
Важно отметить, что одной из первостепенных задач создаваемого Евразийского экономического союза должно стать укрепление внутренних связей, наращивание взаимного товарооборота и максимальное расширение перечня торгуемых товаров и услуг. По словам главы Комитета Республики Казахстан по статистике Алихана Смаилова, торговля Казахстана со странами Таможенного союза сегодня составляет всего лишь 15% внешнеторгового оборота Казахстана, при этом львиная доля взаимной торговли приходится на шесть основных групп товаров, среди которых нефть и нефтепродукты, металлы,  продукция химической промышленности, лесоматериалы и продовольствие. К слову, доля ЕС во внешнеторговом обороте Казахстана составляет 54%. Эта цифра была озвучена президентом Казахстана Н. Назарбаевым в ходе его визита в Брюссель в октябре этого года.  Торговые отношения Казахстана с КНР также достаточно интенсивны. По словам вице-премьера Казахстана Кайрата Келимбетова именно создание единой таможенной границ с КНР привело к росту цен на потребительские товары внутри страны.  «До создания ТС у нас была некая цена на потребительские товары, - отмечает К.Келимбетов. -  Сейчас она становится выше. Почему? Потому что мы вместе закрылись от Китая. Население резонно спрашивает: а зачем нам ТС, если цены на товары растут? А тут мы должны показывать выгоды».
При успешной и целенаправленной работе, проявлении воли к компромиссу эти трудности, безусловно, могут и должны быть преодолены.  Общество Казахстана, равно как и общества других государств-участников ТС и ЕАЭС дают своим правительствам карт-бланш на проведение активной работы по углублению интеграции.  Наиболее высокий уровень поддержки евразийской интеграции сегодня зафиксирован именно в Казахстане. Весной этого года было опубликовано проводимое Евразийским банком развития ежегодное социологическое исследование «Интеграционный барометр», в котором отмечалось, что в Казахстане уровень поддержки евразийской интеграции на уровне 84%,  что выше чем в  России и Беларуси, где уровень поддержки составил 79% и 68% соответственно.
Подытоживая вышесказанное, следует еще раз подчеркнуть, что в основе позиции Казахстана по отношению к интеграционным процессам в рамках ЕАЭС лежит здоровый прагматизм и экономический подход.  Промежуточные результаты евразийской интеграции продемонстрировали наличие положительных для Казахстана экономических эффектов, а также указали на способность и желание руководства Казахстана находить компромиссы со своими партнерами по интеграционному объединению. В будущем отношение официальной Астаны к интеграции в рамках ЕАЭС будет в значительной степени зависеть от экономических успехов нового интеграционного объединения, а также от того, насколько другие партнеры по интеграции,  прежде всего, Россия будут учитывать экономические интересы Казахстана и уважать его суверенные права.